Конструктор сайтов - uCoz

сбор и накопление фактического материала о реально протекающих процессах в учебно - воспитательном процессе и разработка планов работы администрации и учителей школы;

своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;

предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;

осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне школы;

оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования;

профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

3.Принципы мониторинга. 

объективность информации: информация должна отражать реальное состояние дел;

сопоставимость данных: сравнение корректно в случае изучения одного и того же объекта на основе одинаковых показателей;

адекватность: соответствие используемых методов и средств сбора информации целям и задачам мониторинга;

прогностичность: полученные данные должны позволять прогнозировать будущее состояние изучаемого объекта;

оперативность сбора информации: информация должна быть своевременной;

непрерывность: обязательность выполнения всех этапов проведения мониторинга;

релевантность: соответствие используемых методов сбора информации целям мониторинга.

4.Объект мониторинга.

Объектом мониторинга является класс, учитель, обучающийся, а также отдельные направления образовательного процесса.

5.Содержание школьного мониторинга.

Содержание мониторинга в ОУ включает основные показатели, по которым идет сбор информации. Показатели определяются администрацией школы в связи с особенностями ОУ, традициями, статусом, реализуемыми программами.

Школьный мониторинг является системой, включающей:

1.Дидактический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием содержания, форм и методов учебного процесса.

Осуществляется по следующим видам:

      Мониторинг эффективности образовательного процесса на этапе достижения стандартов ЗУН.

  Мониторинг результативности учебного процесса по образовательным областям.

Данные виды мониторинга раскрывают общую картину действия всех факторов, влияющих на обучение и воспитание, и показывают направления, нуждающиеся в более детальном исследовании:

- достигается ли цель образовательного процесса;

-существует ли положительная динамика по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;

-существует ли предпосылка для совершенствования работы педагога.

      Отслеживание состояния учебного процесса решается путём входного (нулевого), промежуточного (почетвертного), итогового (годового) контроля.

Нулевой срез проводится в сентябре, по плану ВШК. Его цель: определения уровня знаний учащихся в начале цикла обучения.

Цели проведения промежуточного (почетвертного) контроля:

-оценка успешности продвижения учащихся в предметной области;

-проведение промежуточных итогов обучения.

Цель проведения итогового (годового) контроля – подведение итогов очередного года обучения.

      Направления мониторинга учебного процесса:

         Оценка общего уровня усвоения обучающимися начальной школы основных

знаний и умений по общеобразовательным предметам;

          Мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой)

аттестацией выпускников 9 классов (в том числе в новой форме);

           Мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой)

аттестацией выпускников 11 классов (в том числе, ЕГЭ);

             Мониторинг и диагностика учебных достижений обучающихся по завершении

первой, второй и третьей ступеней общего образования по каждому учебному предмету и по завершении учебного года (в рамках стартового, рубежного и итогового контроля.

 

2. Воспитательный мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием воспитательного процесса.

Наряду с обучением немаловажным показателем является уровень внеурочной воспитательной работы школы. Накоплен банк данных по следующим показателям:

 уровень воспитанности;

 личностный рост;

уровень развития самоуправления;

изучение удовлетворённости учащихся и родителей работой ОУ;

реализация позиции педагогов как воспитателей;

уровень занятости;

динамика совершения преступлений, правонарушений;

степень привязанности учащихся к дурным привычкам.

 

3. Психолого – педагогический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья обучающихся, развитием их индивидуальных способностей.

 Накоплен банк данных по следующим показателям:

Школьная адаптация;

Профориентация;

Психологическая безопасность в коллективе;

Сформированность познавательного потенциала  личности  ученика.

4. Медицинский мониторинг - непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой здоровья школьников.

Состояние  здоровья  учащихся  школы. Развитость  физических  качеств.

6.Методы организации, сбора, обработки и накопления информации.

    Организационной основой осуществления процедуры мониторинга является программа, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения мониторинга, ответственные исполнители.

    Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный (непрерывный) мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации) и периодический мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с программой мониторинга.

   Мониторинг представляет собой уровневую иерархическую структуру и включает в себя

-первый уровень (индивидуальный, персональный) – его осуществляет классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определённым направлениям).

   Мониторингу первого уровня придаётся большое значение, т.к. именно он представляет систему взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в разнообразную деятельность с учётом его возможностей и способностей. Учитель помогает ученику найти своё поле деятельности и получить возможность само развиваться и само реализовываться. Чем активнее работа учителя, классного руководителя. Тем заметнее продвижение ученика в приобретении умений и навыков социального поведения.

Для отслеживания результатов классные руководители используют разные виды контроля, которые являются эффективными и позволяют:

выявить уровень воспитанности обучающихся;

определить лидерские качества каждой личности;

скорректировать работу по устранению негативных явлений в воспитательном процессе.

-второй уровень (внутри школьный) осуществляет администрация школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей и школы в целом по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).

    Проведение мониторинга требует координации действий администрации и структурных подразделений управления ОУ.  В состав лиц, осуществляющих мониторинг, включаются заместители директора по УР, ВР, руководители школьных МО, педагог-психолог, социальный педагог, учителя.

 

   Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах. Сбор информации осуществляется следующими методами:

экспертный опрос;

наблюдение;

анализ документов;

посещение уроков;

контроль знаний, умений и навыков учащихся;

анкетирование;

тестирование;

самооценка.

Обработка и накопление материалов может проводиться в компьютерном варианте и в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме, схемах, графиках. Отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих конкретные , реально выполнимые рекомендации.

Мониторинговые исследования могут обсуждаться на различных совещаниях, на заседании педагогического совета, совета профилактики правонарушений, школьных методических объединений, совещаниях при директоре, при завуче.

7.Ответственность.

1. За уровень развития учащихся, состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков несет ответственность заместитель директора по учебной работе.

2. За состояние воспитательного мониторинга несет ответственность заместитель директора по воспитательной работе.

3. За состояние психолого-педагогического мониторинга несет ответственность психолог.

4. За состояние медицинского мониторинга несет ответственность школьный медицинский работник.

8.Этапы подготовки и осуществления мониторинга.

 

    1 этап – нормативно-установочный:

разработка нормативной правовой базы, регламентирующей процесс мониторинга в школе;

определение объекта, цели и задач мониторинга;

разработка Программы мониторинга (далее – Программа) в соответствии с выбранным объектом.

    2 этап – аналитико-диагностический:

сбор информации в соответствии с утвержденной программой  мониторинга;

анализ полученной информации о выбранном объекте и определение его  реального состояния;

выявление рассогласований реального состояния объекта с желаемым.

    3 этап – деятельностно-технологический:

предоставление полученных аналитико – диагностических материалов учитилям;

разработка учителями плана корректирующих действий по устранению выявленных недостатков;

обеспечение контроля за исполнением плана корректирующих действий по устранению выявленных недостатков;

проведение повторных процедур мониторинга на основе одних и тех же показателей в соответствии с Программой и выбранными объектами.

   4 этап – итоговый (по завершению Программы мониторинга):

анализ и обобщение результатов проведенной работы в т.ч.  результатов организации и проведения мониторинга.

 

9.Хранение материалов мониторинговых исследований.

 

     Порядок хранения материалов мониторинговых исследований определяется директором школы в соответствии с утвержденной номенклатурой дел.